ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Программа наставничества позволит сформировать внутри образовательной организации, а также вне ее при участии молодых специалистов, представителей предприятий и организаций, сообщество педагогов, обучающихся и родителей – как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Создание такого сообщества станет возможным благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии наставничества.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273 «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»,в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
- Письмо Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»)
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (2021 г.)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 27.04.2023 № 27-П «Об утверждении Положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Алтайском крае» (Зарегистрирован 28.04.2023 № 499)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Приказ от 18.07.2022 №1293-осн «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников в муниципальных образовательных организациях города Барнаула»
УРОВЕНЬ МБДОУ
Персонализированные программы наставничества
Приказ об организации наставничества в МБДОУ
График контроля за организацией работы наставничества в МБДОУ
Циклограмма контроля деятельности по организации наставничества в МБДОУ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МБДОУ
В МБДОУ реализуются модели ситуационного, реверсивного наставничества, применяется метод «рабочей тени» и баддинг.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ЗА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
- Участие в ежегодном краевом конкурсе «Лучшие практики наставничества — 2023» (10 место в номинации «Наставничество в социальной сфере»).
- Публикации:
-«Психология и педагогика детства: о ценностях современного образования: сборник статей / отв. за вып. О.В. Груздева / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2023. –Часть 1.,-203с.;
—«Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии»/ Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Часть 1 / Уральский государственный педагогический университет; главный редактор Г. А. Кругликова. – Екатеринбург : [б. и.], 2023. – 1 CD-ROM. – Текст: электронный., 181 с.;
-«Инновации в образовании: механизмы реализации обновленных ФГОС/материалы XXII открытой педагогической научно – практической конференции»/ под ред. Т.Н. Богдановой.– Барнаул, 2023., 138 с.
- Выступления:
-XXII открытая научно-практическая конференция «Инновации в образовании: механизмы реализации обновленных ФГОС» (Авдеева Н.А., заведующий, Лысенко Н.А., старший воспитатель);
-Пленарное заседание IV Всероссийской с международным участием научно – практической конференции «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования, посвященной году педагога и наставника (Авдеева Н.А., заведующий, Лысенко Н.А., старший воспитатель);
-методическое объединение для старших воспитателей «Становление профессиональных компетенций «Наставничество» (Лысенко Н.А., старший воспитатель).
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА НАЧАЛО 2024/2025 УЧЕБНОГО ГОДА
1.Участие в ХIХ Международном конкурсе научных, методических и творческих работ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ»
2. Публикации: — «Современное образование в теории и на практике: актуальные вопросы и эффективные решения». Материалы XXIII открытой педагогической научно- практической конференции / Под ред Т.Н.Богдановой. – Барнаул , 2024. – с. 195
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
— Презентация «Использование дидактических игр и сортеров в развитии детей раннего возраста»
— Календарь роста молодых специалистов
-Памятка для родителей по выявлению детской одаренности;
-Консультация «Игры для развития речи детей и родителей раннего и младшего дошкольного возраста»;
-КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ «ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЮЖЕТНОРОЛЕВЫХ ИГР»
-Консультация для молодых специалистов «Истоки родной культуры»
Анкета для молодых специалистов — заполнить